Почему развиваются территории?
«Все счастливые территории развиваются одинаково хорошо, каждая депрессивная территория несчастлива по-своему…»
Драйвером развития Иркутска является его удачное географическое расположение. Пересечение водных артерий, хороший транспортный узел, и вот результат — хуже или лучше, но агломерация Иркутск — Ангарск — Шелехов будет развиваться всегда.
Или моногород, в котором оптимально расположено предприятие, выпускающее нужную всегда продукцию — Шелехов.
Или небольшое поселение с хорошим трафиком — Листвянка. Здесь — постоянный поток путешественников с деньгами. А людям с деньгами всегда можно что-нибудь продать.
Не повезло Маритую и Подкаменной. Особенно — Маритую Слюдянского района.
Вроде и место классное — побережье Кругобайкальской железной дороги с доковидным ежедневным трафиком в тысячу — другую состоятельных туристов. И Прибайкальский заповедник. И рыбалка. А жить там почти невозможно… Что люди и делают. То есть — уезжают.
А может и правильно делают, что уезжают?
Вопрос трендовый. Все куда-то едут. Из Улан-Удэ — в Иркутск. Из Иркутска — в Красноярск — Новосиб. Из Новосиба — в Питер и Москву. Из Москвы — …
Это с одной стороны. Зато, например, за последнее десятилетие население Иркутского (сельского) района выросло в разы! Или, в этом году многие жители области вдруг решили ехать в Казахстан и Монголию… Миграционные потоки неожиданны и переменчивы, как политика государства.
А в Маритуе, например, были артели и школа. Была даже церквушка. И полноценный вокзал. И магазин! То есть кипела когда-то полноценная жизнь. Нужно ли пытаться это возродить? И если нужно, то кому?
В 2020 году в Маритуй зашла Некоммерческая организация «Кампус_38»
Команда проекта решила провести соцопрос среди местного населения, чтобы определить экономическое самочувствие жителей муниципального образования, их ожидания и планы на будущее. И что оказалось, какие самые актуальные проблемы?
- Невозможность местных жителей решить вопросы земельных отношений (отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки);
- Напряженные взаимоотношения жителей с администрацией Прибайкальского национального парка (проблемы с заготовкой дров, сбором дикоросов, заготовкой сена, рыбной ловлей и т.п.);
- Единственный возможный источник дохода, по мнению жителей, – обслуживание туристов. Но этот вид дохода затруднен их экономическими возможностями;
- Полное отсутствие розничной торговли во всех поселочках муниципалитета;
- Транспортная схема — исключительно пригородными поездами РЖД. Автомобильного сообщения с другими территориями нет вовсе.
Все это значительно осложняет жизнь маритуйцев, увеличивая отток из потенциально привлекательной территории. Так, в настоящий момент на побережье протяженностью 60 км постоянно проживает всего 110 человек. И все, кто хотел уехать, — уже уехали.
Чтобы развивать здесь какой-то микробизнес, нужно формировать гарантированный турпоток. Сейчас им на КБЖД занимается почти исключительно РЖД, естественно, в своих интересах. И только имея уверенность в приезде отдыхающих в семейные отели маритуйцев, можно начинать их строить! А для этого необходимо использовать в т.ч и кредитные средства. Но банкам нужен залог — оформленная недвижимость. А правоустанавливающих документов на земельные участки нет. Кольцо замкнулась. Чтобы делать деньги, нужно иметь деньги. А из ничего только ничего и выходит…
Кстати, правоустанавливающие документы на землю нужны не только потенциальным предпринимателям, но и для того, чтобы просто спать спокойно. Иначе, местные опасаются (и справедливо!), что в любой момент их могут попросить отсюда на выход. С вещами.
А что в Подкаменной?
А в этом сельском поселении Шелеховского района — «свои погремушки».
Имея хорошую транспортную доступность (ВСЖД и Култукский тракт), местные жители, коих здесь более 700 (в основном — люди предпенсионного и пенсионного возраста), крайне затруднены в доходах. Да, места богаты разными дикоросами, но сбыт их для пенсионеров затруднен.
Замечательную идею подсказали подкаменцы в ходе проведенных соцопросов. Восстановить лесную дорогу от Маритуя до Подкаменной (протяженностью 45 км), которая была когда-то. Чтобы иметь возможность прямиком попадать на побережье Байкала. И не только местным, но и любым туристам — жителям Иркутской области и других регионов! И тогда Подкаменная могла бы стать еще одним вариантом доступности на берег Байкала. Через знаменитые скальники Олхинского плато:
Как связываются эти две территории?
Да, лесная дорога заброшена и нуждается в реконструкции. Но на первое время можно было бы организовать круглогодично действующую туритическую трассу по типу Большой Байкальской тропы:
Летом — пешие походы, горные велосипеды, зимой — снегоходы. А более развитую дорожную трассу можно организовать в случае востребованности маршрута в среднесрочной перспективе.
Таким образом, жители Маритуя получат гарантированный трафик отдыхающих и ликвидную недвижимость для формирования активов семейных туристических объектов. Подкаменцы — сбыт дикоросов и короткий выход на побережье, а также новый сквозной тур поток Иркутск — Подкаменная — Маритуй. А жители Прибайкалья — новый туристический хаб и возможность освоения интересного маршрута на территории Прибайкальского национального парка!
А где же тут Ресурсные центры?
Ресурсные центры для проекта уже выстраиваются. Конечно, их еще нужно оборудовать.
В помещении Ресурсного центра в Маритуе планируются не только консультации по земельным и природоохранным вопросам в интересах местных жителей. Здесь также будет организован пункт заказа и доставки товаров народного потребления. А еще, в перспективе — летний лагерь волонтеров.
На базе Ресурсного центра в Подкаменной планируется организация фактории по приему и реализации дикоросов.
На каких принципах планируется работа Фактории и туристического лагеря — читайте в последующих публикациях.